Наконец-то удалось попасть в сердце Восточной Сибири, Иркутск, и оказаться на берегах гиганта Байкала. Нам невероятно повезло с солнечной не по сезону погодой и нашими гидами-провожатыми. Богатая история, суровая живописная природа, Тальцы и Листвянка, снежный Хамар-Дабан на горизонте, омуль и хариус, бурятский бухлер и буузы – и это за короткие 3 дня.
Решение поехать пришло спонтанно, в ноябрьские праздники, поэтому на погоду приходилось только надеяться. Красивой осени мы уже не застали, но было сухо и солнечно, а других туристов уже и не заметно вовсе.
Организаторами нашего короткого тура была компания Байкал-Эко (http://baikal-eco.ru/), занимающаяся экологическим туризмом в Иркутской области и не только. У гида Александра оказалось много идей, чем можно заняться помимо стандартной программы – от трека по берегу Байкала до поездки верхом, благо они с женой еще и коннозаводчики. А было бы больше времени, то можно и в ближайшие горы и даже в Монголию. Очень советую этих дображелательных и интересных ребят.
Гостиницы, в которых мы жили, были без особенных изысков, но это было полностью комфортно и как-то по-домашнему уютно благодаря дружелюбному персоналу.
Отдельно хочется сказать о еде – голодным тут не останешься. Есть много хороших ресторанов с говорящими названиями – Мамай, Охотник, Кочевник. А есть совсем маленькие, но очень вкусные, с непривычной смесью бурятской и сибирской русской кухни. Во многих можно попросить бурятский суп бухлер и байкальского омуля – уху, сугудай или просто копченого, а еще сиг, муксун и хариус.
Больше всего понравились буузы, которые еще называют “позы”, – традиционное бурятское блюдо, родственник хинкали и мант. Готовят его в специальной пароварке, которую называют позница или бузовар, а кафе с бурятской едой так и называется – позная.
На отдельном месте десерт, который мы прозвали “сибирское мороженое”. Подмороженная брусника заливается медом, сверху кедровые орешки – получается по-настоящему вкусно, а готовится 2 минуты.
Хочется надеяться, что эта поездка была разведкой. Ведь Ольхон, Саяны, Хамар-Дабан – все это здорово увидеть собственными глазами. Да и Монголия недалеко, так что можно спланировать действительно классную поездку. И, кстати, кругобайкальская железная дорога в ноябре уже, как будто специально, не работала.
Архитектурно-этнографический музей Тальцы, в котором собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII-XX вв. и частично реконструирован Илимский острог.
Ангара вытекает из Байкала мощным потоком шириной более 1км и впадает в Енисей в 83км южнее города Енисейска.
Хребет Хамар-Дабан находится на расстоянии 50км от Листвянки на другом берегу Байкала, но в ясные дни виден как на ладони…
… а в хмурые дни может быть не виден совсем. Местные говорят – “придвинули” или “отодвинули” горы.
УАЗ Симбир – подходящая машина для этих мест, надежная и неприхотливая.
Наш гид Александр оказался еще и коннозаводчиком – они с женой держат 12 лошадей и к ним можно приехать и зимой, и особенно летом.
Красивые, воспитанные и ухоженные – никогда не пробовали сахар, а мой даже морковку.
И снова исток Ангары, слева Листвянка и на горизонте Хамар-Дабан.
Вот такая она Сибирь, спокойно-холодная и девственно-красивая.
“И будут тысячи побед, а снится все-таки тебе одно и то же: сквозь туман хрустит хребет Хамар-Дабан.” (Ю.Визбор, 1962).
И да, все-таки Ноябрь. После заката холодно становится быстро и заметно.
Небольшая тропинка вдоль берега Байкала перерастает в ББТ – большую байкальскую тропу, которую прокладывают энтузиасты.
Турист-скороход останавливался только для хорошего кадра себя.
Невероятно красивые осенние пейзажи и бескрайние просторы, для городского жителя непривычные и даже порой слегка пугающие.
И снова визборовское – “идет молчаливо в распадок рассвет”… только в нашем случае уже скорее закат.
А тут вот вполне себе карельский пейзаж. Разве что березки попрямее и оттого весь лес прозрачнее.
Старый причал, напоминающий списанную баржу.
В Иркутске у памятника Александру II проходят политические мероприятия на злобу дня.
Набережная рукава Ангары и любимый горожанами парк.
Усадьба Сукачева. Владимир Сукачев (1849–1920) – городской голова, благотворитель и меценат, создатель Иркутской картинной галереи. Отдельную теплоту вызывает решение с художественным оформлением крыши.