Карибский офшор – 600 миль на RORC Caribbean 2017

Image

Когда в Европе наступает зима, яхты, как птицы, устремляются на юг через Атлантику на далекие Карибские острова, где вечное лето неспешно течет под коктейль из рома и регги. Здесь, на Антигуа, традиционно проходит RORC Caribbean 600 – офшорная гонка серии Rolex, куда мы вместе с Димой решили отправиться после наших приключений на Мальте на Middle Sea Race 600.

Image

В этом году гонка на Антигуа проводилась уже в 9 раз, и ожидалось рекордное количество яхт – 60, от спортивных модификаций яхт-круизеров до брутальных макси-яхт и до самых современных скоростных тримаранов. 900 яхтсменов из 30 стран, включая олимпийских медалистов и победителей Volvo Ocean Race, все были в предвкушении драйва и адреналина на вечно-ветреных Карибах.

Видео от организаторов со старта гонки – наша яхта отметилась между 1:03-1:08

Когда-то у этих берегов сновали пиратские шхуны, испанские галеоны везли в Европу золото инков, английские фрегаты сражались с французскими корсарами, а несчастные черные рабы ждали своей участи в темных трюмах. После открытия Антигуа Колумбом в 1492 году все последующие 350 лет португальцы, испанцы, французы, голландцы и британцы азартно резали друг друга, разрывая карибские острова на разноцветные колониальные лоскуты.

Image

На Антигуа жизнь кипит в двух основных местах – на севере в Сент-Джонсе, старой колониальной столице, куда приходят громадные туристические лайнеры, и  на юге в Инглиш Харбор, бывшей британской военно-морской базе, а ныне – яхтенной марине, окруженной башнями старого форта. Яхты со всего мира уютно примостились у пирсов и на буях, а экипажи прячутся от палящего тропического солнца в многочисленных барчиках, потягивая пиво и ром.

Image
Пивной барчик по дороге к Инглиш Харбор

Бухта эта была открыта случайно, когда в 1672 году яхта первого губернатора искала укрытие от шторма. Впоследствии для охраны британских интересов бухта была оборудована в фортифицированный порт с доками, мастерскими, складами и тюрьмой. В 1784 году сюда на службу прибыл будущий адмирал, а тогда капитан фрегата “Борей” Горацио Нельсон. Прибытие он отметил вечеринкой, на которой было выпито 500 литров вина и 150 бутылок портера.

Image

О Нельсоне здесь ходят легенды. Вдвоем с другом, будущим королем Уильямом IV, они построили отдельный дом для кутежей. В результате Нельсон покидал остров настолько нездоровым, что вместе с ним загрузили пустую бочку, если вдруг понадобится гроб. Смертность вообще была крайне высокой – умирали от малярии и лихорадки, но чаще от рома. Венерические болезни были бичом – когда в бухту приходило новое судно, портовые девушки добирались до него вплавь, бросив одежду на берегу.

Image

Сейчас доки Нельсона находятся под охраной Юнеско, в них расположился музей, гостиница и ресторан Адмирал Инн. Но разместить всех яхтсменов, приехавших на RORC Caribbean, удалось только по всему острову. Мы с Димой жили в гостиничном домике около Джолли Харбор, и в тренировочные дни приходилось ездить до лодки на такси. Мы быстро навели мосты, и каждое утро и вечер в условленном месте нас ждал белозубый и жизнерадостный водитель Джейсон. Наверное, мы его озолотили.

Image

Рядом с нашими домиками виднелись остатки покореженной железной дороги. Удивительно, но остров одно время был рекордсменом по плотности покрытия железными дорогами. Эти артерии соединяли основной порт с плантациями сахарного тростника, где трудились пра-пра-прадедушки сегодняшнего населения, и которые так надежно охраняли британские моряки вплоть до 1834 года, когда рабство было отменено, а побежденная в наполеоновских войнах Франция перестала быть угрозой для колонии.

Image
Самые быстрые и современные лодки в мире тоже готовятся к старту

Тем временем заканчивались три отведенных дня на тренировки и подготовку. Наша команда собралась в полном составе и успела немного притереться. Нас было 10: шкипер Крис “Джеко” Джексон и первый помощник Филипп, оба титулованные профессионалы, живущие от регаты к регате; двое ирландцев из Дублина, которых мы начали понимать далеко не сразу; две дамы – американка и североирландка, крайне активные и деятельные; еще двое англичан – очень толковый молодой и менее опытный постарше; и двое нас, русских.

Image

Из 60 лодок-участниц две были чисто российскими и еще в двух-трех экипажах россияне участвовали. Все экипажи занимались подготовкой лодок – шла тотальная очистка от всего лишнего: цепи, якоря, рундуки, консервы, ласты, одежда, посуда. Но, двери, например, мы решили оставить: поправка к гоночному коэффициенту добавляла бы нам по 4 секунды на час за каждую дверь. Джеко решил, что это много. Еще оставили 4 комплекта парусов. Каждый взял по рюкзаку с вещами.

Image
Старт был дан с небольшой задержкой в ожидании усиления ветра, и весь флот, огибая Антигуа, ринулся преодолевать первый отрезок до Барбуды. Всего гонку можно условно разделить на 12 отрезков разной длины, которые составляют 600-мильную дистанцию, извивающуюся между 14 островами Малых Антильских островов.  Течения, ветровые тени, хороший ветер и постоянная смена парусов – все это делает RORC Caribbean одной из самых динамичных и захватывающих регат в мире.

Image

В первый день мы хотели дойти до St.Kitts & Nevis и ночью достичь Saba. Экипаж был поделен на две вахты, которые, чередуясь, стояли по 4 часа днем и по 3 ночью. Таким образом, раз в сутки вахты автоматически менялись графиками. Причем спящей вахтой Филипп рулил не менее ревниво, чем бодрствующей – спали все на наветренном борту или просто на парусах, сложенных в мешках в кают-компании. При смене галса спящие перекладывались на другой борт, подвязываясь веревкой, чтобы не падать при крене.

Image

Ночь прошла спокойно, мы присматривались к своим напарникам. Доставшийся нам англичанин постарше оказался глуховат и подслеповат, но справлялся, а американка старалась быть везде первой, бросая все ради любой новой миссии, чем очень нас веселила. Ночные вахты с непривычки давались непросто, но были и плюсы – солнце переставало адово жарить, и можно было намазать Спасателем обгоревшие лица, которые не защищал даже крем-50.

Image

Спустя сутки после старта мы шли в первой тройке в своем дивизионе и неплохо смотрелись в общем зачете после пересчета по гандикапу. По абсолютному времени гоночные карбоновые лодки, естественно, улетели вперед, но многие были и в зоне видимости. И тут со звонким щелчком у нас оборвалась ванта – толстая металлическая снасть, держащая мачту. Обычно это моментальная потеря мачты, ремонт и, конечно, окончание регаты. И это на второй день!

Image

Повезло, что ванта была подветренная, то есть вся нагрузка приходилась на другой борт. Варианта было два – выходить из гонки либо чиниться на ходу, но тогда нельзя было менять курс, иначе мачте наступал каюк. Наш шкипер оказался не промах и сумел в беседке подняться на закрененную мачту и провесить ванту из веревки между краспицей и палубой. Это позволило поменять курс и зайти в бухту для экстренного ремонта, благо были запчасти. Жаль потерянных 2 часов, но мы оставались в гонке!

Image

Следующий день начался с невероятно красивого рассвета. В такие моменты уставший сонный организм как будто оживает и перестает хотеть спать. Хотя день обещал быть томным – нам предстояло на длинном 100-мильном перегоне до Гваделупы догонять свой дивизион, где мы откатились в хвост рейтинга. А потом ожидалась знаменитая гваделупская ветровая тень – большая штилевая зона под прикрытием островов. Пока же дул попутный ветер, и мы шли полными курсами под большим спинакером.

Image

День запомнился тремя вещами. Во-первых, действующим островом-вулканом Монтсеррат, тем не менее населенном людьми. Во-вторых, одного из ирландцев укачивало так, что у него распухли ноги, и он ходил босой. Бедняга Дэвид впервые после операции на грыже вышел в море и тошнил пятый день, но на берег не просился. И, наконец, наш старпом-идеалист Филипп перманентно критиковал работу со спинакером, но вместо примера раз за разом с очень сложным лицом повторял занудные банальности.

Image

Дойдя до Гваделупы, мы уперлись в мертвый штиляк. Хорошей новостью было то, что все остальные стояли там же, уйдя лишь на несколько миль вдоль берега. Мы постоянно видели 10-15 лодок вокруг, что очень необычно для офшорной гонки, где, как на Мальте в прошлом году, можно было днями не видеть конкурентов. Всю ночь и большую часть следующего дня продолжалось это мучение, пока, наконец, свежий ветерок не дернул флот за Гваделупу.

Image

Ветер парадоксальным образом поменялся на 180 градусов. Мы, переставив по очереди все паруса, вновь оказались на спинакере и так и шли до Барбуды. Пальцы не разгибались, в темноте было не различить веревок, ворчуна Филиппа приходилось перекрикивать, чтобы его глуховатый соотечественник дернул за что-нибудь полезное. Наша американка продолжала хвататься за все подряд, но уставала и уже больше лежала. Мы же с Диманом кайфовали от потрясающего рассвета и работали гротом и спинакером под байки проснувшегося Джеко.

Image

Заключительный день продолжался в плотной борьбе – 10 лодок шли параллельными курсами, огибая остров-скалу Редонда, которая, кстати, имеет своего отдельного короля. Мы думали, что пройдем последний отрезок за 4-5 часов, но поменявшийся ветер вновь заставил вахту по очереди перебрать все паруса и идти галсами, сидя на откренке. Нас методично обливало водой, а за 8 часов откренки ноги и лица поджарились до ярко-бордового цвета.

Image

Финишируя на закате, мы до последнего борясь с конкурентом Quokka, но все же уступили 5 минут. Итоговую 1,200-километровую дистанцию мы прошли за почти 100 часов, заняв 17 место из 60 в общем зачете. Без досадной поломки ванты мы могли бы подняться еще на 2 ступеньки выше, но и такой результат обрадовал не меньше, чем ждавшие на пирсе организаторы с ящиком пива Carib, которое тут же провалилось в глотки измотанного экипажа.

Image

Главный приз ожидаемо разыграли спортивные макси-яхты, которые развивали на дистанции скорость до 30 узлов (56 км/час). По словам победителей, которые “привезли” второму месту лишь 14 минут, команда меняла паруса более 80 раз из-за такого нестабильного и необычного ветра… мы, наверное, не многим меньше. В результате получилась очень живая и динамичная гонка, с хорошим результатом и отличными впечатлениями.

Очень красивое видео от организаторов про состоявшуюся гонку

По традиции, регата завершилась вечеринкой под открытым небом. Местные музыканты здорово зажигали на сцене, пиво и ром лились рекой под приготовленные тут же на мангалах блюда карибской кухни. Больше всех отплясывали ирландцы и особенно бедняга Дэвид, которого его друзья Гиннесс и Джеймесон мгновенно поставили на ноги. А наутро все вновь пришло в движение – Джеко начал готовить лодку к следующей регате, а экипаж разлетелся по домам кто куда. До следующего года.

Image

Все фото можно посмотреть здесь: http://www.x-vector.com/Sailing/RORC-Caribbean-2017

Спасибо!

Image

1 thought on “Карибский офшор – 600 миль на RORC Caribbean 2017”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s