Сойдя на берег после финиша спустя почти неделю без душа и нормального сна, я отчетливо подумал: чтоб еще раз..! А началось все с Димы, который уже участвовал в многодневке Rolex Caribbean 600 и предложил узнать, есть ли места на знакомой ему лодке на гонку этой же серии вокруг Сицилии. Так мы вдвоем и оказались на борту Northern Child под командованием шкипера Lucy Jones в средневековой Мальте – начиналась 600-мильная гонка Rolex Middle Sea Race-2015.
Маршрут гонки начинается на Мальте и делает полный круг вокруг Сицилии, всего около 1,000 километров, которые участники проходят за 3-7 дней в зависимости от типа яхты и погодных условий. По пути необходимо обогнуть несколько островов – Стромболи, Фавигнанья, Пантелерия и Лампедуза. Гонка, проводившаяся в 36 раз, считается настоящей офшорной классикой и входит в серию престижных многодневок Rolex, таких как Сидней-Хобарт и Фастнет. 2014 год побил рекорд по участникам, которых собралось 122 судна, однако финишировать в результате смогли лишь только 49 из них – настолько суровые были условия.
Фото выше взято с официального сайта http://rolexmiddlesearace.com/
Перед началом этой офшорной гонки было совершенно непонятно, что можно от нее ожидать, но очень хотелось, чтобы было интересно. И надо сказать, что регата оправдала все ожидания – погода менялась от абсолютного штиля до настоящего шторма, раскачиваясь и вскипая постепенно по ходу дистанции. Также менялся и настрой команды – от стартового драйва до утомительных безветренных вахт после, и до настоящего сражения в конце. Достаточно сказать, что за последние сутки мы прошли столько же миль, сколько и за первые трое, поднявшись на более чем 30 мест в общем зачете. Но обо всем по порядку.
Столица Мальты Валлетта – рыцарский городок-крепость, в котором живет лишь несколько тысяч человек. Нежелание иоаннического ордена в 1798 году оказывать сопротивление Наполеону позволило сохранить городу свой первозданный облик. Планировка улиц спроектирована таким образом, чтобы морской бриз, проникая в город, очищал воздух, создавая эффект кондиционирования. Пробираясь по узким переулкам, можно заходить в крошечные местные барчики, а поднявшись на крепостные стены – увидеть как на ладони порт и марину, в которой стоит сто-вымпельный гоночный флот.
Лодки стоят у пирсов вплотную, а экипажи снуют как муравьи, занятые приготовлениями к многодневке. Кто-то подвозит продукты на больших тележках, кто-то чинит и смазывает лебедки, кто-то проверяет такелаж и настраивает мачту. Все тяжелое и ненужное отправляется на берег, от избытков воды и топлива до лишней одежды. Мы и еще несколько команд занимаемся подготовкой сменных парусов, которые необходимо расстелить, проверить и упаковать в специальные мешки. Небольшая площадь напоминает от этого причудливое лоскутное одеяло.
Старт гонки дается традиционным залпом пушек, стоящих на бруствере форта над заливом порта Валетты. В самом заливе уже толкается больше сотни судов, которые, маневрируя, ждут своей очереди. Из-за слабого ветра старт откладывается на радость сотням зрителей, которые буквально облепляют старые крепостные валы и набережные. Адреналин от этого только повышается и драйв перед стартом растет. Баковые на носу внимательно следят за ближайшими лодками и кричат шкиперу, если есть опасность столкновения.
И вот наконец-то легкий бриз наполняет паруса, и с разницей в 10 минут организаторы начинают процедуру старта. Чтобы повысить конкуренцию, флот разделен на 6 классов по 15-20 лодок в каждом в зависимости от их размеров и быстроходности. Без карбонового корпуса и кевларовых парусов, наша яхта попадает в 5-й класс, но взамен получает гоночный коэффициент 1.07, на который умножается фактическое время для получения итогового результата. У лидеров, для сравнения, коэффициенты 1.4-1.7, что подравнивает шансы в общем зачете.
При раздельном старте первыми выходят самые медленные лодки, а самые быстрые – в конце. Сделано это для того, чтобы часа через полтора после старта весь флот собрался в один большой улей, чтобы вместе обогнуть специальный прибрежный буй и разойтись в открытом море. Для зрителей и журналистов это создает очень зрелищную и динамичную картинку – лодки маневрируют на минимальном расстоянии друг от друга, а команды сидят линейкой на бортах и откренивают свои яхты, пока те идут к бую против ветра.
Постепенно ветер вновь стихает, динамика и кураж старта пропадают. Лодки поменьше кое-как сохраняют скорость и удаляются в сторону Сицилии, а более крупным и тяжелым яхтам не хватает даже их специального увеличенного парусного вооружения. Для экипажа это не так плохо – организм прикачивается постепенно, но наш Northern Child понемногу отстает, особенно от спортивных лодок. Под большим стакселем (а всего их у нас 3) мы стоим первую ночную вахту, вдалеке виднеются огоньки сицилийского берега, а звездное небо и тихий шелест волн создает это особое чувство парусной романтики.
Всего в нашем экипаже 10 человек, поделенные на две вахты. Капитан Люси и старпом Джеймс бодрствуют попеременно и руководят двумя вахтами, в каждую из которых входит по четверо человек. С нами вместе еще американский русский Саша и весельчак-мексиканец Вилли, во второй – четверо возрастных британцев. Вахты сменяются каждые четыре часа – с учетом времени на одевание/раздевание и перекус, на отдых и сон остается три раза в сутки по три часа. Традицией является приготовить разбуженной вахте чай или кофе, для чего список с именами и предпочтениями висит в кубрике.
На свежем утреннем бризе мы наконец достигли Сицилии, красочные домики которой сразу бросаются в глаза на контрасте со средневековой Мальтой. Но ветер быстро стихает вновь, и целый день мы вяло ползем в сторону Катаньи. Остальные лодки так же грустно плетутся в поисках ветра, отрабатывая вахту за вахтой с минимальным прогрессом. Знаменитый вулкан Этна виднеется лишь дымчатым силуэтом. Меньше всего это напоминает гонку и больше похоже на учебный круиз, да и там мы бы давно включили двигатель. Ночью приходится часами держать паруса руками, лежа на палубе под куполом звездного неба.
Третий день начался как день сурка – час или два мы шли полным ходом, достигнув под спинакером пролива с Италией, но ветер стихает вновь. Для команды это испытание, ведь за двое суток мы прошли всего 1/6 дистанции. Вторая вахта на полном серьезе предлагает выйти из гонки и пристать в Италии, где неподалеку находится пивзавод Peroni, и только яростное сопротивление русской части экипажа сохраняет нас в регате. Другое впечатление этого дня – обязательное круговое движение перед узким местом в проливе для удобства расхождения крупных судов, между которыми ловко пробираются галсами яхты.
Возле Мессины к нам наконец-то пришел хороший ветер в 10-15 узлов, и Northern Child под большим спинакером (их у нас тоже было два) помчалась курсом на действующий остров-вулкан Стромболи, который требовалось обогнуть с севера. Ближе к вечеру ветер немного стих, а весь экипаж за ужином наблюдал, как в закатном солнце вулкан выпускал клубы дыма, а из жерла текли потоки лавы. Ночь прошла активно – вахта удерживала скорость выше 10 узлов, обходя Стромболи на хорошем заряде гоночного драйва. Навигационная программа показывала, что мы уверенно нагоняли флот и переместились из восьмого десятка в седьмой.
Вторая четверть дистанции в 150 морских миль проходит вдоль всего северного побережья Сицилии до следующего ориентира – о.Фавиньяна в небольшом Эгадском архипелаге. Мы шли в открытом море в сорока милях от невидимого на таком расстоянии берега в надежде на лучший ветер. Вахты поочередно пробовали то спинакер, то стаксель, пытаясь улучшить скорость и сохранить курс. За день перепробовали практически все паруса, перепаковав их снова в баулы. Лодка весь день бежала по 7 миль в час с хорошим креном, что делало сон на правом борту (моем) комфортным, а на левом (Димана) – не очень.
Поблизости на радарах, а иногда и на горизонте, мы видели еще 6-7 лодок, что создавало полноценное ощущение регаты. С хорошей скоростью мы за сутки пролетели отрезок до северо-западной оконечности Сицилии. Середину дистанции, о.Фавиньяна, прошли уже за полночь под полными парусами и при луне настолько яркой, что видны были берега и даже лодки-конкуренты. Дальше маршрут лежал на юг до о.Пантеллерия, который находится ровно посередине между Сицилией и Тунисом. Довольные результатом, мы сдали смену в надежде поспать.
Ночью сквозь сон я услышал какой-то шум и переполох, однако накопившаяся за 4 дня усталость от урывочного сна между вахтами тут же вырубила организм обратно. Оказалось, что вторая вахта поймала шквал, порвала большой спинакер и дальше с грохотом и прибаутками пыталась поднять громадный прилипший к воде парус на борт. Шел ливень, все бегали по лодке – скучно не было никому, а я спал. Нашей вахте пришлось ставить запасной разноцветный спинакер поменьше. Он, впрочем, тоже неплохо работал и позволил нагнать еще пару лодок.
Утро пятого дня началось с моросящего дождика и серых облаков. Ненадолго выглядывало солнце, позволяя команде подсушиться. Тучи продолжали сгущаться и погода ощутимо портилась. В середине дня наступили безветрие и тишина, когда все словно замерло вокруг, и эти несколько штилевых часов ощущались как затишье перед бурей, когда дискомфорт ощущается физически. Между вахтами мы с Диманом приготовили всем обед – большие сэндвичи с жареным беконом, не подозревая, что в следующий раз нормально поедим только через два дня. Пока же было пройдено лишь 325 миль из 600.
Прямо перед нашей вахтой в 16 часов небо темнеет и становится грязно-серым, и буквально в течение получаса ветер крепнет до 20-25 узлов (40 км/ч). Наша вахта ставит рифы на грот и меняет большой матерчатый стаксель на меньший и прочный кевларовый. Сбоку начинает приходить волна, захлестывая нос и кокпит. Мы в непромокаемых костюмах и спас-жилетах пристегнуты страховками к штормовым леерам, протянутым вдоль бортов. Лодка идет с отличной скоростью более 10 узлов, почти вдвое быстрее вчерашнего. но порывы ветра достигают 35 узлов (65 км/ч) и адреналин просто хлещет через край.
Волна усиливается, и мы попеременно стоим за штурвалом, чтобы справиться с накатывающей морской болезнью. Диман сидит на лебедке стакселя, я же держу на руках снятый со стопора грота-шкот, готовый в любой момент сбросить, если лодку начнет валить. На самом же деле, только за него, как за поводья, я и держусь. Темнеет быстро и сразу, и 4-метровые волны начинают прилетать неожиданно, швыряя нос так, что тяжело даже просто удерживать штурвал. Несмотря на то, что это длится уже часа три, животный стремак все не отпускает. Наш Вилли истерически хохочет, а Джеймс уже тащит оранжевый штормовой трисель.
Ближе в 8 вечера мы решили предложить более возрастной второй вахте не меняться и отстоять еще 4 часа за них по соображениям как милосердия, так и общей безопасности. Лодку здорово кидало волнами, и им приходилось лежать привязанными к койкам. Нашей задачей было дойти до о.Пантеллерия, за которым можно было повернуть на юго-восток и встать по ветру с волной. Мы сохраняли скоростью 10 узлов, пройдя за две вахты около 80 миль и сделав рывок в общем зачете регаты сразу мест на десять вверх, догнав лодки, к которым этот ветер пришел позже. В полночь мы обогнули остров, встали в бакштаг на более спокойный курс и передали наконец вахту на общей отметке 400 миль.
Бесстрашный и опытнейший старпом Джеймс наконец-то доволен жизнью
Нас дисциплинированно разбудили в 4 утра, и надежды на британское алаверды не оправдались. Сменились мы быстро, ведь спать ложились одетыми, сняв лишь сапоги. Ребята хвастались, что разгоняли лодку свыше 20 узлов, когда получалось технично серфить с набегающей сзади и сбоку волны. Для нас это стало спортивным вызовом, тем более что помогало отвлечься от мандража. Наш лучший результат составил 18 узлов, да и то лишь на несколько секунд. А к 10 утра, пройдя за ночь 100 миль до Лампедузы, мы повернули на 90 градусов на восток курсом на Мальту.
За почти сутки хорошего ветра нам удалось обойти с десяток лодок, которые из-за размеров были вынуждены убрать больше парусов. Больше пятнадцати лодок из ста уже вообще сошли с дистанции и включили моторы, чтобы спрятаться от шторма за островами или в сицилийских бухтах. Мы же теперь шли полным бакштагом, и волны грозно вздымались прямо за спиной у рулевого, прокатывались под лодкой и с пеной убегали к Мальте. Лодка рывками двигалась по синусоиде, подпрыгивая на волнах словно поплавок.
Днем удалось наконец поспать и впихнуть в себя какой-то местный доширак. При свете солнца вообще было гораздо приятнее, несмотря на ветер, который продолжал дуть 25 узлов. Все стояли у штурвала по очереди по полчаса, после чего руки начинали просто отваливаться. Яхта уверенно приближалась в Мальте, но засветло мы уже явно не успевали. Только после 9 вечера Northern Child прошла между двумя островами мальтийского архипелага и взяла курс на Валлетту. Весь экипаж в полном составе был на палубе, а Люси встала за штурвал. Спустя 5 дней и 10 часов мы дружным воплем приветствовали финальный горн на входе в бухту.
По традиции весь экипаж, не переодеваясь, отправился вдоль пирса сразу в бар Королевского яхт-клуба, где находилась штаб-квартира регаты. Потертые яхтсмены других экипажей, небритые и в сырых непромах, очень контрастно смотрелись рядом с нарядно одетыми мальтийцами. Пол качался под ногами – сидя за столом, приходилось держаться руками, настолько организм привык к качке. В результате, после всех расчетов, мы оказались #63 из 102, из которых 21 яхта не смогла финишировать. Мы сидели за кружкой Peroni, обсуждая – а ну его в баню такой отдых! Правда, уже через пару недель мы с Диманом показывали друзьям фотографии и все вместе строили планы на яхтенный сезон-2016 🙂
Все фото можно посмотреть здесь: http://www.x-vector.com/Sailing/Malta-2015
Спасибо!
[…] Rolex, куда мы вместе с Димой решили отправиться после наших приключений на Мальте на Middle Sea Race […]
[…] в одном ряду с топовыми мировыми 600-мильными гонками Rolex Middle Sea Race, RORC Carribean 600 и Sydney-Hobart Race. При этом Fastnet не только […]